Договор о разграничении полномочий между РФ и Татарстаном, ратификация которого неоднократно откладывалась, вопреки оптимистичным ожиданиям татарской стороны в минувший уикенд не обсуждался.
Сыном президента интересуются органы?В течение всей прошлой недели внимание СМИ к Татарстану было как никогда высоко. С одной стороны, масса комплиментарных публикаций, посвященных достижениям президента Татарстана, многочисленные интервью с ним, документальные фильмы и сюжеты на центральном телевидении. С другой стороны, внимание прессы было приковано к политическим и экономическим интригам, разворачивающимся во взаимоотношениях Татарстана и федерального центра. Большой резонанс вызвал скандал вокруг предприятия «Нижнекамскнефтехим», на котором по инициативе одного его из акционеров Группы ТАИФ, контролируемой сыном президента республики Радиком Шаймиевым, было решено провести дополнительную эмиссию акций, в результате которой структура капитала «Нижнекамскнефтехима» претерпит серьезные изменения. Сначала против эмиссии выступили миноритарные акционеры компании, чьи доли в результате эмиссии могут быть размыты более чем в десять раз. Затем прошло обвальное падение акций компании на фондовом рынке, сопровождавшееся рекомендациями участников рынка воздержаться от операций с бумагами эмитента. Затем представители западного бизнес-сообщества заявили, что ситуация вокруг компании подорвет доверие западных инвесторов и к другим компаниям Татарстана. Наконец, с депутатским запросом, касающимся ситуации вокруг «Нижнекамскнефтехима» в частности и сепаратистских тенденциях в экономполитике Татарстана в целом, выступил зампред Комитета по безопасности Госдумы Виктор Илюхин. Депутат написал письмо в Счетную палату и ФСБ с просьбой проверить действия Группы ТАИФ, которую возглавляет Радик Шаймиев, провести расследование и оценку возможного ущерба для безопасности страны. Сюжет о возможном расследовании ФСБ действий сына президента республики центральные пресса и телевидение показывали в те же дни, когда шел поток славословий в адрес юбиляра.
После выступления Виктора Илюхина вопрос вокруг крупнейшего в стране нефтехимического предприятия постепенно перешел в политическую плоскость, результатом чего стало активное обсуждение вопроса о ратификации подписанного еще в прошлом году договора о разграничении полномочий между РФ и РТ.
Вскоре из Госдумы пришла новая информация: рассмотрение договора о разграничении полномочий между РФ и Татарстаном приостановлено. Ранее в пресс-службе фракции «Единая Россия» сообщалось, что Комитет Госдумы по госстроительству, который в декабре прошлого года попросил назначить его соисполнителем по подготовке данного законопроекта, должен подготовить свое заключение до середины января. Более того, на 19 января предполагалось назначить пленарное заседание Думы, посвященное ратификации договора. Кроме того, СМИ сообщали, что договор мог стать предметом обсуждения между Путиным и Шаймиевым на заседании Госсовета. Однако ничего этого не произошло. Как выяснилось в «Единой России», законопроект в декабре «объективно» не обсуждался. По словам главы Комитета Госдумы по госстроительству Владимира Плигина, в комитете нашлись более важные вопросы, поэтому договор с Татарстаном на ближайшее заседание комитета вынесен не был. На последних заседаниях Совета Думы вопрос о договоре также не выносился. Аналогичным образом на заседании Госсовета вопрос также не поднимался.
Ратификация или допэмиссия?Иными словами, вопроса о ратификации договора как бы и вовсе нет. То есть он вроде бы есть, но в то же время все, кто имеет непосредственное отношение к его урегулированию, не готовы его обсуждать.
В этой связи ряд экспертов высказывает предположение, что острая реакция, в том числе и представителей федеральной власти, на ситуацию вокруг «Нижнекамскнефтехима» и замораживание ратификации договора о разграничении полномочий суть позиции Кремля в отношении сложившейся в Татарстане практики выстраивания автономной политико-экономической республиканской системы, защищенной от влияния из Москвы. Иными словами, Москву не устраивает та степень независимости от центра, которую фактически узурпировала татарстанская элита.
Ситуация вокруг «Нижнекамскнефтехима» в этом контексте вызвала раздражение Кремля отнюдь не случайно. И одна из важнейших ролей в этой ситуации принадлежит сыну Минтимера Шаймиева Радику, которые за время президентства своего отца превратился в одного из крупнейших финансово-промышленных магнатов страны. Причем в силу закрытости республиканского бизнеса он остается «теневым» олигархом, значительно менее известным и изученным, но не менее богатым по сравнению со своими более публичными коллегами.
Чуть более года назад Forbes поставил Радика Шаймиева на 91-ю позицию в «Золотой сотне». Представляя его, Forbes писал: «В холдинге ТАИФ собраны пакеты акций самых успешных предприятий Татарстана: «Татнефти», «Казаньоргсинтеза», «Нижнекамскнефтехима», «Нижнекамскшины», Альметьевского трубного завода. Кроме того, в холдинг входят телерадиокомпания «Новый век», банк «Аверс», страховая компания «Аверс», производственно-строительное объединение «Казань». А также развлекательный комплекс «Пирамида», пятизвездочная гостиница «Мираж», Торговый комплекс «Восток-Т» и еще очень много чего. Руководитель и владелец ТАИФа - Радик Минтимерович Шаймиев. Нужны комментарии?»
Эти данные были приведены Forbes в конце 2005 года. Примечательно, что уже тогда большинство экспертов сошлись на том, что Forbes явно недооценил его состояние. Некоторые эксперты считают, что стоимость активов ТАИФа, которые он контролирует, по мнению журнала Forbes, и капитализация ООО «НИРА-экспорт», которым он владеет вполне официально, составляют не какие-то 340 миллионов долларов, а 1миллиард 470 миллионов долларов. С тех пор Радик Шаймиев стал еще богаче и влиятельнее, а его финансово-промышленная империя пополнилась новыми активами.
«Нижнекамскнефтехим» сливают американцам?Решение собрания акционеров о проведении дополнительной эмиссии акций ОАО «Нижнекамскнефтехим» - новый шаг к увеличению влияния Радика Шаймиева на экономику республики и, очевидно, к снижению государственного влияния на нее. Первые потери государство, являющееся одним из акционеров компании, уже понесло – уже упоминавшееся обрушение акций «Нижнекамскнефтехима» - это прямые финансовые потери государства как акционера. О репутационных потерях уже высказались западные акционеры компании. Кроме того, эксперты рынка единодушны: в результате эмиссии доли миноритарных акционеров в компании будут размыты. Поскольку республиканским бюджетом дополнительные инвестиции в НКНХ не предусмотрены, то, очевидно, госпакет в кампании в результате проведения эмиссия сократится. Пакеты владельцев привилегированных акций также сократятся, поскольку они в выкупе новых акций не участвуют. Доли большинства акционеров физлиц тоже будут размыты, ведь немногие способны доплатить за сохранение своих долей лишние сотни тысяч рублей.
Ситуация на «Нижнекамскнефтехиме», как лакмусовая бумажка, характеризует тенденции экономполитики Татарстана – снижение роли государства в республиканской экономике, прежде всего в стратегических отраслях, которой для республики является нефтехимия. Это, прямо скажем, обратная тенденции по отношении к общероссийской, где государство старается усилить контролировать над стратегическими отраслями.
Но и это еще не все. Ведь параллельно с ослаблением роли государства над татарстанскими предприятиями, контролируемыми Радиком Шаймиевым, возрастает возможность усиления иностранного контроля над ними. Не случайно же название возглавляемой им компании «ТАИФ» расшифровывается как «Татаро-американские инвестиции и финансы». В уже упоминавшемся депутатском запросе Виктора Илюхина приводятся сведения, свидетельствующие о том, что владельцы «Нижнекамскнефтехима» рассматривают варианты последующей продаже крупнейшего нефтехимического комбината иностранцам. И если сейчас государство имеет хоть какое-то минимальное влияние на судьбу предприятия, то в случае, если в результате эмиссии госпакет в НКНХ сократится до ничтожно малого, государство лишится и этого влияния. И вполне естественно, если Москва задается вопросом: неужели президент Татарстана ничего не знает об этом?
За Минтимером Шаймиевым давно закрепилась слава одного из самых опытных и «тонких» политиков современной России. В свое время, когда обсуждался вопрос о выдвижении Владимира Путина на второй срок, Шаймиева спросили: «Поддержите ли вы Президента?» В ответ прозвучало: «Вы спрашиваете сегодня. Я отвечаю: сегодня – да».
Не исключено, что не за горами тот день, когда он может сказать «нет». В 1992 году в республике был проведен референдум, по итогам которого Татарстан был признан независимым государством. В Москве об этом давно не вспоминали. Однако в Татарстане об этом помнят.
Петр ЛАНСКОЙ,
"Российские вести" № (2)1852 - 24 - 31 января